Бенчмаркинг

Центр поддержки предпринимателей по вопросам сертификации ISO всегда стремиться обогащать Вас полезной информацией  для улучшения системы бизнеса и организации работы. Сегодня поговорим про бенчмаркинг.

Бенчмаркинг – это сравнительный анализ различных бизнес-процессов компании с аналогичными процессами конкурентов. Важно понимать, что данный метод нацелен на сравнение не показателей деятельности компаний, а самих процессов.

Цель бенчмаркинга – сравнить компанию с “передовым” конкурентом относительно того, какими средствами он достиг конкретных высоких показателей, после чего скопировать эти бизнес-процессы для повышения их эффективности в изучаемой компании.

Очень распространенный метод для маркетинговых исследований конкурентной среды, особенно когда необходимо выяснить, почему определенный конкурент развивается на рынке более высокими темпами, чем компания, проводящая исследование. Результаты метода являются эффективными в области повышения удовлетворенности, лояльности клиентов, а также производительности персонала.

Однако бенчмаркинг применяется не только при исследованиях внешней среды, т.е. при сравнении с основными конкурентами (бенчмаркинг конкурентов), но и при анализе эффективности собственных подразделений компании в ходе аудита внутренней среды. Например, если организация имеет несколько маркетинговых или клиентоориентированных структурных подразделений или несколько бизнесов, в которых реализуются те же бизнес-процессы, то сравниваются менее успешные подразделения с более успешными. Такой бенчмаркинг называется внутренним.

Кроме того, существует функциональный или отраслевой бенчмаркинг, в котором сравнение идет только по определенным функциям или стандартам компании с нормативными стандартами, применяемыми в той области индустрии, в которой эта компания работает.

Бенчмаркинг в процессе маркетингового исследования реализуется в следующей процедурной последовательности:

-Этап 1.

Определение предметных областей бенчмаркинга (областей сравнения).
Традиционных и современных областей сравнения.

Традиционные предметные области бенчмаркинга: уровень запасов, незавершенное производство, количество отходов, количество и причины брака.

Современные предметные области бенчмаркинга: производительность труда (включая торговый персонал), удовлетворенность клиентов, система обслуживания клиентов, качество продукции. Этот перечень может быть более широким, так как гипотетически можно сравнивать любые бизнес-процессы, только по остальным областям могут существовать сложности сбора информации от конкурентов.

-Этап 2.

Анализ собственных бизнес-процессов в выбранной предметной области (например, существующий уровень удовлетворенности клиентов, замеры их лояльности, изучение системы компании, анализ постоянных клиентов, возвращающихся в компанию, структура клиентов по уровню лояльности, ее перераспределение с течением времени, анализ ушедших клиентов с проведением опроса о причинах их ухода от компании и т.д.)

-Этап 3.

Выделение эталонной организации-лидера для проведения сравнительного анализа, так как в бенчмаркинге нельзя сравнивать с конкурентами в целом, а нужно выбирать конкретные конкурентные компании по каждому бизнес-процессу (желательно не более трех, причем по разным бизнес-процессам названия компаний-конкурентов, участвующих в сравнении, могут отличаться).

-Этап 4.

Сбор внешней информации о бизнес-процессах объектов сравнения (в том числе с использованием агентурных методов) с целью определения способов достижения эталонной компанией высокого уровня эффективности.

-Этап 5.

Анализ собранных данных. Ключевыми вопросами для анализа при реализации метода являются:

– достигнутые показатели деятельности компании: как и посредством каких методов и технологий они были достигнуты
-насколько велика разница между сравниваемыми компаниями
– насколько технологии деятельности других организаций применимы к практике деятельности компании, проводящей исследование

-Этап 6.

Разработка программы мер по улучшению бизнес-процессов (так называемый реинжиниринг бизнес-процессов).

-Этап 7.

Реализация разработанных мер.
Чтобы выбрать компанию, успешную в определенной сфере для использования данных бизнес-процессов, в своей организации необходимо обратиться в первую очередь к самим потребителям. Это можно сделать с помощь телефонов “горячей линии”, сбора информации в точках продаж, различных видов опросов, как устных, так и письменных.

Удовлетворенность клиентов как область бенчмаркинга – это одно из самых емких направлений анализа, которое может начинаться с изучения технологий телефонных и личных коммуникаций сотрудников отделов сбыта с существующими и потенциальными клиентами, а также охватывать такие вопросы, как анализ работы служб технического и сервисного обслуживания продукции или, например, анализ технологий формирования заказов в компании.

-Мы всегда рады помочь Вам со всеми вопросами, касающимися подготовки и проведения сертификации.
Звоните ????-???-??-??