Вовлечение персонала в управление качеством

Некоторые сотрудники воспринимают переход компании на стандарты ISO, как прихоть руководства. Поэтому важная задача руководства — донести до персонала, что внедрение систем менеджмента качества ISO 9001, менеджмента окружающей среды ISO 14001, систем охраны здоровья и безопасности труда ISO 45001 и других систем менеджмента принесет выгоды всем работникам предприятия.

В том числе: улучшит условия труда, сократит риски травм и профессиональных заболеваний, сделает функционал более интересным благодаря возможности вносить изменения в процессы и тем самым повысит общую удовлетворенность от работы. Однако это возможно лишь при постоянном и осознанном вовлечении сотрудников в управление качеством.

Часто нововведения на предприятии встречают сопротивление, потому что персонал видит в них еще один вид нагрузки, требующий дополнительных усилий. Тем более, если не объясняются цели и выгоды от этих изменений, а усилия никак не мотивируются и ничем не поддерживаются. При таком варианте внедрения систем менеджмента персонал любым способом будет избегать навязываемых им дополнительных функций. Поэтому так важны вовлечение и мотивация персонала в СМК для достижения поставленных бизнес-целей.

Что необходимо для вовлечения работников в управление качеством

В первую очередь необходимо привлечь к внедрению систем менеджмента ISO представителей высшего руководства, показывающих своим примером заинтересованность и активное участие в процессе.

Например, руководство постоянно включает эти вопросы в повестку оперативных совещаний; выделяет ресурсы; поощряет создание групп по решению проблем, связанных с охраной здоровья, техникой безопасности и улучшением условий труда на производстве; организовывает различные каналы связи с работниками, слушает и слышит свой персонал, оперативно решает возникающие вопросы, верит в своих работников.

Хорошо, если ежедневная работа по вовлечению персонала будет выполняться руководителями среднего и нижнего звена, так как они постоянно общаются с исполнителями на местах, организовывают их работу и знают не только персонал, но конкретные проблемы.

Их задача — выявлять проблемы и поддерживать инициативы работников по их решению и улучшению качества на предприятии. Высшему руководству следует поставить всем менеджерам в зависимости от их уровня задачи по вовлеченности и мотивации рядовых сотрудников в СМК и регулярно контролировать, как они достигаются.

При внедрении системы менеджмента качества и других систем целесообразно создавать рабочие группы из наиболее активных работников, специалистов, квалифицированных экспертов, менеджеров разных уровней. Это поможет обмениваться знаниями и опытом, свободно обсуждать проблемы и результаты и создавать обстановку открытости и сотрудничества во всей организации. Такие команды активистов в большей или меньшей степени коммуницируют и с персоналом, и с потребителями, и с поставщиками, и с другими заинтересованными лицами. Обобщение результатов такого общения поможет выяснять и постоянно проводить мониторинг требований заинтересованных сторон. И, конечно же, такие рабочие группы могут выявлять как существующие проблемы и произошедшие инциденты, так и потенциальные, которые еще не произошли, но могут случиться. Таким образом персонал вовлекается не только в управление качеством, но и в управление рисками.

Объединение в рабочие группы (рабочие комитеты) способствует тому, чтобы рядовые сотрудники сами предлагали способы улучшить и оптимизировать свою работу, выявлять риски и травмоопасные зоны, повышать эффективность производства и т.д.

Трудно переоценить роль повышения компетентности и квалификации в успешном внедрении СМК. Если руководство предоставляет сотрудникам возможность получать новые знания, должны повыситься и эффективность работы, и качество продукции. Но важно не просто обучать, а давать те знания, которые будут применяться персоналом в работе, будут полезны в деле постоянного улучшения.

Мы рассмотрели несколько известных и очень важных способов вовлечения сотрудников, как в организацию системы менеджмента качества, так и во внедрение других систем менеджмента на предприятии.

А это:

-вдохновляющий пример высшего руководства;
-поддержка инициатив рядовых сотрудников от менеджеров всех уровней;
-организация рабочих групп для выявления существующих и потенциальных потерь;
-постоянное повышение компетентности персонала;
-делегирование дополнительных полномочий.

Заинтересованность персонала в СМК будет тем больше, чем большую стабильность в работе она будет обеспечивать. Все хотят работать без проблем, и если СМК помогает от них избавиться, тем будет выше заинтересованность персонала в такой системе.

В работе по вовлечению персонала главное то, что, однажды начавшись, эта работа не должна прекращаться ни на один день

Центр поддержки предпринимателей по вопросам
сертификации — увеличить уровень конкурентноспособности легко

Пишите, звоните: 067-650-2044