Менеджмент качества

Менеджмент качества в украинских компаниях пока остается инструментом достижения узких прикладных целей, и заложенный в нем потенциал управленческих преобразований в основном не востребован. Неверно понимается сама суть этого подхода — качество рассматривается лишь как свойство товара или изделия. Поэтому многие компании, внедрив технические регламенты на производстве и получив сертификат качества, уже не думают о качестве других бизнес-процессов. Но концепция всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM) подразумевает гораздо большее — удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, включая внешних контрагентов и сотрудников компании.

Тем не менее в последние годы игроки отдельных отраслей украинкой экономики (среди них — розничный бизнес, производство потребительских товаров, машиностроение) начинают разворачивать инфраструктуру, необходимую для TQM. Эти компании приступают к внедрению систем качества не ради формального сертификата, а по соображениям внутренней эффективности и для более полного удовлетворения интересов клиента.

Конечно, полноценное развертывание системы менеджмента качества (СМК) требует больших затрат и усилий, грозит потерей важных для предприятия людей, а на начальном этапе система лишь поглощает ресурсы и не дает видимого результата. Достижение базовых целей возможно после длительной перестройки бизнес-процессов. Главное препятствие, с которым сталкиваются компании, начавшие внедрять систему качества, заключается в том, что управленческая команда теряет интерес к проекту, не дождавшись конечного результата. Возможный способ избежать такого сценария — разбить проект на несколько промежуточных задач. Эффект от решения каждой из них будет «подогревать» команду.