Процессный подход в менеджменте и стандартах ISO

Необходимость применения в управлении организацией процессного подхода была впервые прописана в стандарте ISO 9001 версии 2000 года. Начиная с 2015 года, тот же принцип органично был вписан в другие стандарты на системы менеджмента, поскольку все они постепенно приводятся к единой структуре согласно Приложению SL, недавно переименованному в Приложение L.

Но свою историю этот подход ведет отнюдь не с 2000 года, просто именно к этому времени процессный подход вошел в число хороших практик в сфере управления организациями и поэтому включен в требования международных стандартов на системы менеджмента.

Сначала это касалось только менеджмента качества, а потом распространилось на экологический менеджмент, менеджмент охраны труда, энергоменеджмент и т.д.

Тем не менее, далеко не все организации им пользуются, либо пользуются им не на 100%, не получая от него ту отдачу, которую могли бы.

Многие организации исторически придерживаются иерархического, или функционального, подхода к управлению, который основан на организационной структуре. Этот подход берет свое начало еще в эпоху разделения труда, когда разные работы стали выполняться разными людьми («специалистами»), и каждая категория работников стала отвечать за свою «функцию».

Суть процессного подхода заключается в управлении деятельностью как процессом, нацеленным на достижение определенного результата. Организация при этом представляется как система взаимосвязанных и согласованных между собой процессов, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Мировая и отечественная бизнес-практика показывает, что «горизонтальное» управление по процессам делает работу организации более эффективной и результативной, ею легче управлять. Это не означает, что процессный подход должен обязательно прийти на смену иерархическому. Процессный подход вполне может быть использован в дополнение к классическому функциональному подходу, устраняя те слабые места, которые присущи последнему.

Процесс – это набор действий, в результате которых «входы» преобразуются в «выходы» (результаты деятельности). И входы, и выходы процесса могут быть как материальными (напр., сырье, комплектующие), так и нематериальными (напр., данные, знания).
Преобразование входов в выходы возможно благодаря имеющимся ресурсам (человеческим, инфраструктурным, технологическим и т.п.).

У каждого процесса есть один «владелец», отвечающий за его результативность.

Управление процессом осуществляется посредством цикла Деминга (PDCA):

Plan (Планируй) – Для каждого процесса устанавливаются цели и составляется план действий (как достичь этих целей).
Do (Выполняй) — План действий по каждому процессу должен выполняться и контролироваться.
Check (Проверяй) — Процессы и их результативность должны отслеживаться и измеряться.
Act (Улучшай) — По результатам измерений необходимо предпринимать действия для улучшения процессов.

При этом согласно ISO 9001:2015 и другим обновленным стандартам ISO при проектировании процессов, при разработке мер контроля за процессами следует применять риск-ориентированное мышление. Это помогает улучшать результативность процессов и предотвращать нежелательные результаты.

Ценность процессного подхода в том, что он помогает наладить взаимодействие на стыке процессов. Выходы из одного процесса — это входы в другой процесс. Если они сосуществуют в параллельных мирах, то при стыковке произойдет сбой в системе:

«Я произвел, а они не продали»
«Я закупил оборудование, а они не смогли установить»
«Я заключил договор, а они не смогли его исполнить»

Помимо оптимизации взаимодействия между отделами внутри процессов процессный подход подразумевает построение эффективного взаимодействия процессов между собой, в рамках системы менеджмента. Ведь каждый процесс делает вклад в достижение целей организации, например:

Удовлетворение требований потребителей (ISO 9001)
Предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, создание безопасных условий труда (ISO 45001)
Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (ISO 14001)

Применение ISO 9001 дает возможность предприятиям любой сферы достигать запланированных результатов, предлагать потребителям товары или услуги стабильного качества, повышать свою результативность и удовлетворенность клиентов.

Центр поддержки предпринимателей по вопросам сертификации — увеличить уровень конкурентноспособности легко

Звоните: 067-65- 20-44