Иногда потребители предлагают поставщикам провести аудит функционирования СМК их предприятий.
В связи с этим у поставщиков возникает вопрос о правомочности проведения таких аудитов и о том, нужно ли проводить потребителю аудит, если поставщик сообщил ему о том, что его система менеджмента качества сертифицирована и в качестве подтверждения предоставил сертификат соответствия, выданный уполномоченным на это органом.
Отвечая на эти вопросы можно сказать, что такой аудит правомочен, если он предусмотрен договором на поставку. Но, как правило, в договорах на поставку нет требования проведения аудита потребителями. Однако «неправомочность» аудита, а также наличие сертификата соответствия не могут служить основанием для отказа потребителю в проведении аудита, если поставщик заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и улучшении своих производственных показателей.
Поставщики входят в число сторон, заинтересованных в успешном бизнесе потребителей их продукции, поэтому должны предпринимать со своей стороны действия, способствующие развитию бизнеса потребителей. Например, осуществлять поставки точно в срок, улучшать качество продукции, снижать себестоимость и цену, чтобы обеспечить конкурентоспособность потребителей. Аудит потребителя должен способствовать этому, т.к. может вскрыть дополнительные потенциалы улучшения деятельности и продукции поставщика.
Реализация этих потенциалов, в свою очередь, улучшает положение поставщика на рынке, т.к. его продукция по своим показателям будет лучше продукции его конкурентов и, следовательно, будет пользоваться большим спросом на рынке.
Наличие сертификата на СМК не освобождает поставщика от ответственности удовлетворять требования потребителей. Он должен демонстрировать потребителю результативность функционирующей СМК и свои достижения в улучшении технологии и качества продукции.
Аудит СМК со стороны потребителя – это не зло, а благо для поставщика, бесплатный способ получения рекомендаций по улучшению и грех им не воспользоваться.